Мотивация сотрудников: вынужденная мера или лучше не мешать?

22 апреля 2020

Image by Stefan Keller from Pixabay

Что такое мотивация? Вопрос, что называется «в лоб». Пояндоксив в Гугле и погуглив в Яндексе приходим к странному противоречию, нет единого, всеми принимаемого и одинаково понимаемого определения значения термина «мотивация». Споры ведутся жаркие, что означает только одно – все высказывают своё мнение. Выскажу и я свое, как обычно максимально просто.

В моей картине мира, мотивация существует только двух видов: мотивация избегания или мотивация достижения. «Или» - означает, что мотивация в одном и том же процессе может быть, как избегания, так и достижения одновременно – избежали одно и при этом умудрились достичь другое. Причем отдельно, как явление или предметная область она не существует. Да простят мне такую вольность трактования ныне столь востребованные мотивационные спикеры. Мотивация – это результат управленческой функции руководителя, а не самостоятельная функция.

Проведем мысленный эксперимент – сделаем опрос руководителей любого уровня, которые в профессии не прямо вот новички, но пару лет уже отработали: «Что нужно, что бы люди лучше стали работать?» Простой же вопрос. По моей практике более 90% ответов будут похожи – «нужна правильная мотивация». Не то, чтобы ответ уж столь не ожиданный, скорее очень ёмкий. Если начинать уточнять, а какого рода мотивация собственно нужна? Более конкретно? Подавляющее большинство ответит: материальная. Причем этот ответ имеет под собой очень твердую опору: похвала конечно хорошо, но на своей машине домой ехать все-же лучше. Похоже всё просто. Деньги действительно сейчас нужнее, чем фото на доске почёта. Хотя и фото тоже приятно, с этим никто не спорит.

Image by congerdesign from Pixabay

Парадокс, с которым сталкивается большинство руководитель следующий: когда только появляется посильная возможность сделать сотрудником несколько бОльших усилий в рамках своей специальности и за бОльшие деньги, большинство сотрудников просто проигнорируют такую возможность. И где тут парадокс? Может им и не надо вовсе этих денег. Но опрос сотрудников покажет, что они на самом деле далеки от состояния полной материальной удовлетворенности. Есть, есть не закрытые потребности, и совершенно бы не отказались от дополнительных денег. Но это если их просто дадут, типа зарплату повысят, инфляция же растёт. А если надо для этого приложить больше усилий, да и не нужны они уже получается, хватает же сейчас. Та-а-дам, материальная мотивация потерпела полный крах. Получается мотивация не столь проста и прямолинейна, как ожидалось ранее. Да, и у неё ещё не столь продолжительный эффект, даже если просто повысить жалование, при этом не увеличивая объем работы вовсе.

Но наши же руководители матёрые и сразу не сдаются: да, конечно, в лоб всё вот так может и не работает, НО! если нащупать правильную пропорцию KPI, установить нормативы и планы, то вполне может получится мощнейший мотивационный эффект, и сотрудники начнут с блаженными улыбками на лицах, с прилежием и усердием в лучших традициях Золушки, совершать трудовые подвиги и уходя домой просить кого то сверху только об одном: «Скорее бы утро и снова на работу!» Сюрреалистическая надо сказать картина, вызывающая унылую улыбку даже у самых ярых скептиков. Не бывает такого в жизни. Бесполезны поиски пороговых значений, ни в деньгах, ни в показателях. Даже для одного конкретного сотрудника задача не решаема, не говоря уже о целом коллективе.

Image by bertrand71 from Pixabay

Ещё одно заблуждение о свойствах мотивации, видимо рождается оно на основе мотивационных и рекламных плакатов, там же все улыбаются, разнополо держат друг друга за руки. Ну явно на лицо, вернее на лице, эффект состояния транса. И теперь мотивация уже делает сотрудников на работе весёлыми, улыбчивыми, танцующими на ходу, стукающих всех и вся ладошками и выкрикивающих боевые кличи бабуинов: йЁ-ё-ё-хо! Да, такого эффекта конечно можно добиться, но явно медикаментозными средствами. Нет таких проявлений у мотивации на каждый день. Чуть позже станет понятно, если вдруг Вы увидели такой эффект у сотрудника после получения им от Вас задания, то это далеко не радостный для Вас повод. Хотя и бывают исключение. Да, исключения положительно бывают.

Теперь не утешительный вывод из всего вышеописанного именно для руководителей: в любой рассмотренной модели мотивации имеет место ВНЕШНЕЕ воздействие мотивации на сотрудника, и оно происходит не от руководителя, а декларативно, замещает его ежедневную обязанность. Обязанность руководителя – руководить. Люди работаю так как ими руководят. Одного присутствия недостаточно. Именно поэтому не может мотивация быть чем-то самостоятельным и не зависимым. Её просто не существует в природе как сущность. Такое, повторюсь, моё мнение.

Надо определится со значением термина мотивация. В моём понимании, мотивация - это необходимая потребность сотрудника в правильном отношении к своей работе. Что значит «правильное» отношение? Все работы разные, очевидно, что для разных работ необходимо и разное отношение. К примеру работа пилота авиакомпании, требует более глубоко уровня проверок на всех этапах полёта. А работа грузчика на складе, не менее важная и ответственная, но допускает меньшее количество необходимых проверок. Соответственно не может быть единого правильного отношения к разным работам. Что же есть общего между этими работами, вернее какая есть общая характеристика правильного отношения к работе? Это когда человек готов применять в работе все имеющиеся у него знания, навыки, ресурсы. Так же готов их и развивать по мере необходимости. Вот моё понимание правильного отношения к любой работе. Это то, что я ожидаю от каждого сотрудника на своём рабочем месте. И я не вижу никаких противоречий между развитием сотрудника и развитием компании. Сотрудник в свою очередь очень вправе ожидать, что от него не будет требоваться работа в режиме постоянного аврала и постоянных героических проявлений. Форс-мажоры случаются, но как показывает практика только не у нас в стране. Поэтому тут тоже взаимность соблюдена.

Image by Alexas_Fotos from Pixabay

Проведём ещё один мысленный эксперимент – визуализируйте прямо сейчас образ мотивированного сотрудника. Мы мыслим образами, вот какая картинка у Вас сформировалась при словах «мотивированный сотрудник»? Даже не смотря на всё выше прочитанное, это всего скорее будет человек приятного Вам пола, улыбающийся, с радостью в глазах от восторга и предвкушения предстоящей интересной работы. Хотел ещё написать про «нетерпеливо потирающий свои ладошки… но(!) ведь у него в руках кипа бумаг с заданием!» Ладошки отпадают. Но энерджайзер точно!

Да вот ведь не задача, интересной работы на всех не хватает. Кроме всего, самые эффективные бизнес-процессы, это рутинные процессы, отлаженные до уровня автоматизма. Делаются без спешки, монотонно, и без перерывов. Конвейерная технология, эффективнее ещё не придумали. И эту работу кому-то тоже надо делать. Да какую тут мотивацию можно придумать?

Минутку, уже скоро всё разрешится. Ещё пара воспоминай, Ваших, реальных и всё.

В школе наверняка все учили таблицу умножения. Пример возможно не так, чтобы из новаторских, просто с большой долей вероятности он охватит всю аудиторию, это важно. Кто из Вас делал это с удовольствием, в тайном благоговение от магии цифр? От того как красиво умножалась пятерка, ровненько и по полам. Как из двух перемноженных семерок получалось сорок девять. Кто-то тогда осознал, что математика может быть занимательной и очень увлекательной? Те два человека, кто выкрикнул: "Я", явно счастливчики. Остальные, нудно, тяжко и утомительно, но все же учили наизусть эти столбики. Вспомните свою мотивацию, она явно при таких составляющих была. У кого-то случилась мотивация избегания, возможно даже грандиозной порки, а у кого-то получилась мотивация достижения! И это тоже здорово. Так почему Вы сейчас решили, что что-то изменилось именно в Вас или в ком-то ещё? Просто Ваш руководитель Вами руководил и мотивировал, и Вы до сих пор знаете таблицу умножения! Потрясающий результат. От Вас, в этом процессе, необходима была потребность в правильном отношении к работе, т.е. задействовать все доступные Вам знания, навыки, ресурсы и выучить таблицу умножения. Хотели Вы это делать по доброй воле? Большинство не очень. Вас родители мотивировали? Несомненно. Вы сейчас на них за это злитесь? Да нет конечно, даже спасибо говорю. Ещё один органический вывод о мотивации – она может и порой должна быть мотивацией принуждения. Нам порой жизненно необходимо внешнее воздействие в достижении своих целей. Спортивные примеры нет необходимости приводить, вывод и так слишком очевиден.

И так мотивационные выводы из вышеизложенного:

  • Руководитель должен постоянно руководить, а не присутствовать и искать свои заменители.
  • Мотивация может быть двух видов: избегания и достижения
    • Мотивация избегания: назовем этот вид метафорическим «кнутом». Содержит в себе ответ на вопрос: «Почему я не могу это не сделать?»
    • Мотивация достижения: назовём этот вид метафорическим «пряником». Содержит в себе ответ на вопрос: «Почему мне выгодно это сделать?»
  • Мотивация может быть двух направлений действия: принуждающей и поощряющей.
  • Форм мотивации может быть сколь угодно много, как отдельно, так и в комплексе.
  • Все параметризованные критерии работ: KPI, нормы, нормативы, планы – только замеряют. У них нет функции замены мотивации. Присутствует только функция замера контрольных параметров и всё. И тем не менее, эти замеры крайне важны, именно на них мы и будем опираться при оценке результата сотрудника: достиг/не достиг или выполнено/не выполнено.

При простом и чётком построении в виде графика, практически в линейном виде, каждого замеряемого параметра, можно легко выставить контрольные точки. Тем самым получить объективную и одинаково понимаемую, как руководителем, так и сотрудником наглядную систему координат о достижении/не достижении запланированных параметров. И даже в режиме реального времени. Регулярно контролируя замеряемые показатели, руководитель, своим корректирующим воздействием, помогает сотруднику достичь и даже перевыполнить плановые показатели. Именно так и создаётся плановый успех :)

На самом деле всё действительно просто.

Отчаянные времена, осознанные решения. Такие дела 🙃

Три полезные ссылки:

✔️ Поиск святого Грааля: волшебные фразы продаж. Найдём всё?

✔️ Выход из зоны комфорта. Вот зачем и кому он нужен?

✔️ Выходные за счет работодателя. Радость наемных работников. Это точно вирус?