Кризис – опасности и возможности. Возможность потерять или опасность выжить?

20 апреля 2020

Photo by NOAA on Unsplash

Лихая година наступила. Даже инфотренеры зависли на неделю не понимая, что же вещать на вебинарах и стримах. На лицо полное отсутствие понимания реальности, и как следствие будущего. Наконец, вместе со списком системообразующих предприятий страны, тренд определился и пришло осознание, что тех кому будет плохо или очень плохо куда больше, чем желание правительства использовать стабилизационный фонд, с обнадеживающими суммами накоплений. Теперь ждите на просторах инета огромный поток советов и рекомендаций, как не просто выжить в кризис, а как получить именно возможность при прилёте черных лебедей! Почему это может вдруг стать губительным? Тут всё просто, когда Вам говорят, что китайский иероглиф «кризис» имеет два смысловых значения: возможности и опасность, Вы, о чем сразу начинаете думать? Ну да, именно, о своих возможностях и о опасностях, которые разнесут бизнес конкурентов. Это я выживу. А у них будут проблемы не совместимые с ведением бизнеса. И это уже попахивает мне как минимум их долей рынка, которую можно прибрать к рукам не сильно напрягаясь, ну не возможность ли это! Хотя Ваши конкуренты думают с точностью на оборот про Вас. И ещё всё это приправляется высказываниями типа – выживание, дело добровольное. Вот такая чудная и очень опасная метаморфоза для собственников и первых лиц. Да, это они именно сейчас находятся на острие копья под пристальным вниманием подчинённых и контролирующих органов. Именно от них сейчас требуется взять и придумать успешный антикризисный план, который осуществим в нынешних обстоятельствах. С теми ресурсами, которые есть или могут стать доступными в ближайшее время, но не более. Со всеми налоговыми и финансовыми нагрузками - это не форс-мажор, это коммерческие риски и всё. Этот кризис для собственников и первых лиц – сейчас от них ждут конкретных действий.

Image by ChadoNihi from Pixabay

Учится управлять судном в шторм при экстремальных обстоятельствах несомненно приносит массу эмоций и адреналина, но шансы научится грамотно это делать или хотя бы выжить не слишком велики. Как будет эффективнее научится плавать: если Вас неумеху выбросить на середину водоема и Вы, как-то барахтаясь, в основном этот стиль называется «по собачьи», будете захлебываясь и в стрессе куда-то перемещаться, и не факт, что не по кругу, теряя остатки сил и надежды, после того как выделившийся адреналин перестанет оказывать своё действие ИЛИ взять несколько уроков плаванья у тренера в бассейне. Получив теоретическую часть, практическую часть и отработав навык плаванья в комфортных условиях, корректируя при этом свои возможные ошибки, пусть даже вольным стилем «саженки»? Да, я сторонник заниматься антикризисным управлением не дожидаясь кризиса. Ну это просто не первый мой кризис в жизни и что-то мне подсказывает, далеко не последний, соответственно выводы я уже научился делать, навыки тоже наработал. По крайней мере вставать в ступор или бодро метаться в активно-быстрых и бесполезных действиях я не буду. Кстати, ради интереса посмотрите формулировки официальных лиц по поводу Фонда Национального Благосостояния: «до конца года из ФНБ потратят почти 6 трлн. рублей». Я бы предпочел другой формат статистики: эти средства помогут сохранить и создадут новые ХХХ тыс. рабочих мест в следующих областях экономики. И это всё будет реальный сектор, а не банковские гарантии. Но мои фантазии они только мои. Приоритет определен – сейчас не время обдуманных формулировок, потратить, значит – потратить, они обязательно будут потрачены. И если Вы до сих пор не успели попасть в список системообразующих предприятий страны, кроме МРОТа, наверное, ни на что большее не стоит рассчитывать.

Каждый кризис уникален и имеет разную природу, разную причину, разное содержание, разное влияние. Имеет разный срок выхода из кризиса. Если взять аналогию с морским кораблем, есть разные шторма, разной силой баллов, с разным направлением ветра, в разное время года, в разное время суток, но как это ни странно – методик поведения в данных ситуациях существенно меньше, они универсальны и часть методик вообще поручает капитану на месте, в зависимости от текущей ситуации выполнять те или иные действия на своё усмотрение. И это работает. Антикризисные методики тоже достаточно стандартные.

Дабы понимать дальнейшее описание одинаково, дадим определение кризиса для наших целей: ситуация, при которой прежние методы, подходы, настройки, управление, договоры, схемы бизнеса, модели бизнеса, кадровая политика в лучшем случае перестают давать ожидаемый результат, а в худшем случае начинают давать противоположный результат.

От чего зависит выдох из кризиса? От тех действий, которые Вы будете предпринимать. Довольно сложно в кризис начинать мыслить рационально, т.к. и внешнее давление ожиданий сотрудников игнорировать сложно. Мыслить самому тоже сложно, ситуация же не просто встала, она продолжает развиваться неуправляемо и не понятно по какому сценарию. И это всё несомненно давит. У кризис-менеджеров есть поговорка – сложно управлять мясорубкой находясь внутри. Как минимум у находящегося внутри мясорубки возрастает тревога, и это толкает на включение внутренних защитных механизмов. На подсознании. Первый странный вывод – не нужно спешить. Хотя вокруг всё больше будет насаждаться мысль, что в кризис надо принимать быстрые решения. Это не так, между быстрым решением и правильным решением, порой пропасть. Даже если Вы умудритесь перепрыгнуть эту пропасть на 99% на сколько это поможет Вам перебраться целым на другой берег? Да, шансы были очень велики, целых 99%, только ситуация требовала, как минимум все 100%, но лучше больше и с запасом. Не торопитесь убить себя быстрым решением, это есть кому сделать и без Вас. Сосредоточьтесь на главном.

Необходимо определить текущую конфигурацию Вашей компании при входе в кризис. Для этого нужно проанализировать всего два параметра:

- вы как компания, на рынке

- вы как компания, внутри себя

Первый - требует анализа изменений текущих привычных параметров, на которые Вы опирались ранее при принятии решений. Их необходимо выделить, проанализировать, скорректировать и выработать понятную стратегию дальнейшего развития. Занимает, при наличие нужных данных не более 7 дней.

Второй – требует анализа структуры управления компанией, определения проблемных точек, возможно просто кто-то не тянет, хотя и хороший человек. Анализ бизнес-процессов и адаптацию их к новым реалиям. Сроки не больше первого пункта. Реально всё сделать, а не искать отговорки.

Одна из аксиом кризис-менеджмента: не каждой компании из текущего состояния можно перейти в желаемое. Если такое состояние диагностировано – готовится корректно закрыть бизнес. И это не конец жизни, просто так сложились обстоятельства, что Вы оказались не готовы к новым условиям. Так бывает.

Image by Pashminu Mansukhani from Pixabay

Роль собственника и первых лиц ключевая - люди работают так, как ими управляют. И это не менталитет вовсе, это умение управлять. Руководитель – очень сложная профессия. А весь результат компании производится на нижнем иерархическом уровне. Его производят рядовые сотрудники.

Мысленно проведём управленческий эксперимент. Допуск не правильного понимания идеи всего +- 10%, на каждом уровне иерархии. Например, 4 уровня. На сколько процентов будет люфт в допусках на нижнем уровне? БигБОСС довёл на совещании свою идею до операционных управляющих, все присутствующие её поняли в допуске +- 10% от задуманного. Потом в свою очередь сами собрали своих Замов и объяснили им нынешнюю политику партии. Как они поняли конечно. Плюс все Замы не были вместе, им объясняли каждому и своё виденье. Замы добавили к объяснениям свои +- 10% понимания и пошли объяснять Нач.Цехов, что там решили на верху. Разумеется, тоже отдельно, а не всем вместе. Нач.Цехов мастерам бригад тоже разъяснили, что там за странные чудаки на верху, добавив свои +-10% понимания. Вопрос – одинаково ли все всё поняли? Или актуальнее будет другой вопрос – что там на верху курят, если такое решают?

И так опасности или возможности? Мне больше подходит высказывание Бенджамина Франклина: «Любая проблема, это замаскированная удача (возможность)».

Не надо произносить перед коллективом мотивационно-мобилизующих речей опирающихся на необоснованный оптимизм. Не надо паниковать, необходимо определить своё текущее положение, конфигурацию и ресурсы, которые доступны. Оглядеть рынок и определить, что изменилось. Разработать новую стратегию. Довести её до сотрудников максимально конкретно. Предложить сотрудникам в новой стратегии увидеть свое будущее и возможно возглавить новые направления, но весьма с конкретными условиями сотрудничества. Попросить предложить ещё новые идеи развития компании: "Возможно, я что-то упускаю из виду, если у Вас есть новые идеи и направления, готов серьёзно их рассмотреть с Вашим активным участием в дальнейшей реализации." Как думаете, если собственник такое скажет искренне и честно своим сотрудникам, они останутся равнодушными?

Отчаянные времена, осознанные решения. Такие вот дела 🙃

Три полезные ссылки:

✔️ Мы справимся! 10 способов поддержки в кризис. Надейся только на себя

✔️ Хватай мешки – вокзал отходит! Быстрое решение - VS - Правильное решение. Успеем до отхода?

✔️ Создадим антикризисную стратегию продаж? На вид всё просто. А на самом деле?